Реклама в Интернет "Все Кулички"

Internet Club Chto? Gde?
Kogda?

ПРЕДСТАВЛЯЕТ

[obzor] No puzel' - eto puzel', xot' puzel' nazovi ego, xot' net...

Здравствуйте, любезные мои подписчики!

Заждались уже очередного обзора, но только сейчас я
смог его закончить - и приношу за некую задержку свои извинения.

Впрочем, тур был хорош, даже очень хорош, хотя количество
пузелей в нем традиционно зашкаливало.

- ------------------------------------------------------------

>Вопрос 1:
>Этот персонаж известного произведения русской литературы
>многим обязан трем людям - двум мужчинам и одной женщине.
>Без первого он вообще не появился бы на свет, без второго не
>имел бы опоры в жизни и мог бы погибнуть при рождении, без
>третьей он мог бы стать персонажем известного произведения
>английской литературы. Назовите оба упомянутых произведения.

>Ответ:
>"Медный всадник" и "Всадник без головы".
>
>Комментарий:
>    Речь идет о Медном всаднике.
>    Первый мужчина - Этьен Морис Фальконе, автор статуи.
>    Второй - Емельян Хайлов. Гром-камень, на котором
>поставлен памятник, был доставлен из Лахты на специальной
>платформе. Медные шары, вставленные в желоба платформы, были
>изготовлены литейным мастером Емельяном Хайловым. Этот
>мастер прославился затем при отливке монумента: когда
>расплавленный металл ринулся из разломавшейся формы, Хайлов,
>рискуя жизнью, кинулся к пролому в форме и, закрыв его, спас
>отливку. [1]
>    Женщина - Мария Колло, ученица, а в дальнейшем жена
>Фальконе, которая создавала голову Петра.
>    Произведения [2] и [3] известны достаточно широко.
>
>Источник:
>1. Хомутецкий Н.Ф. Петербург-Ленинград. - Л.:Лениздат, 1958.
>2. А.С.Пушкин. Медный всадник. - Любое издание.
>3. Майн Рид. Всадник без головы. - Любое издание.


Хороший вопрос. Из тех, что не взяли - и жалко. ;-))

Конечно, раз не взяли, хочется придраться [;-))] - и есть, к чему
придраться. Понятно, что обязан сей памятник не только им троим,
а еще много кому (равно как и Брежнев, имевший не только
12 Героев). Понятно, что и без Колло голову кто-нибудь да сделал бы,
так что безголовым всаднику никак не бывать (а был бы безголовым -
так никто бы о нем и не знал бы).
Все это - более или менее серьезные косолапости, без которых, увы,
с некоторых пор у нас уже не бывает. Но они мешают.
А так - был бы не хороший, а отличный вопрос.

>Вопрос 2:
>Персонаж популярной сатирической миниатюры многократно
>задавал этот вопрос, но так и не получил ответа.
>Рассказывают, что этот вопрос в свойственной ему манере
>задавал Брежнев. Отвечая на этот вопрос, часто упоминают
>одного человека. Скажите, кого разыскивали по всему миру
>коллеги этого человека, двое из которых известны нам по
>имени, один - по номеру, а об остальных мы не знаем даже
>этого?
>
>Ответ: Бориса Житкова.
>
>Комментарий:
>    Вопрос - "Кто там?"
>    В миниатюре, которую исполнял Аркадий Райкин, этот
>вопрос задавал сосед, над которым издевался персонаж
>Райкина. ("Але и кто там? Четыре часа он надо мной
>измывался!")
>    В известном анекдоте Брежнев подходил к двери, вынимал
>из кармана бумажку и читал "Кто там?".
>    После мультфильма "Трое из Простоквашино" популярным
>ответом на вопрос "Кто там?" стали слова "Почтальон Печкин".
>    В стихотворении Маршака "Почта" письмо, адресованное
>Борису Житкову, следует за ним по всему миру. Среди
>почтальонов упоминаются мистер Смит, дон Базилио и
>ленинградский почтальон "с цифрой пять на медной бляшке".

Это очень симпатично. Хоть и просто, но зато приятно.

>Вопрос 3:
>В начале 90-х годов в лаборатории элементорганических
>соединений Пермского госуниверситета размышляли над проектом
>эмблемы лаборатории. Один из сотрудников предложил в
>качестве эмблемы изображение известного советского музея.
>Какого?
>
>Ответ:
>Крейсер "Аврора"

>Комментарий:
>    Лаборатория ЭлементОрганических Соединений, сокращенно -
>ЭОС. Греческой богине Эос соответствует римская Аврора.
>
>Источник:
>Личный опыт автора

Легко предположить, как это было. Стояли мужики в курилке,
чесали языки. У одного мелькнул обрывок мысли, что, дескать,
сократить название - получится ЭОС. Другой лениво поинтересовался,
что за баба, ему разъяснили, что это, мол, Аврора. Третий
тогда же (или позже вспомнив) подумал, что может выйти
неплохой вопросик.
Но не вышел.
Угадайка, и не самого лучшего пошиба.

>Вопрос 4:
>Этот автор и исполнитель был одним из первых артистов,
>выступавших на русском языке с гастролями в Хайфе и
>Тель-Авиве. Через некоторое время он приехал в США и
>выступил там с новой песней, написанной под впечатлением
>прошедших гастролей. Как называлась эта песня?
>
>Ответ:
>"Палестинское танго"
>
>Комментарий:
>    Автор, о котором идет речь, - Александр Вертинский.
>Он побывал в Палестине (государства Израиль тогда еще не
>было) в 1934 году.
>
>Источник:
>Вести-Север (Приложение к Израильской русскоязычной газете
>"Вести"). 6 ноября 1997 г., стр. 20. (Александр Халдеев.
>"Палестинское Танго. Памяти Александра Вертинского.")

Это, увы, тоже неважно. Изюминки никакой нет, получилось просто
скучно. И непонятно, как отсекать того же Галича. Пусть он был там
позже, но все равно его вполне можно назвать одним из первых.
И песня подходящая есть.
Авторский источник, кстати, сильно отливает левизной.

>Вопрос 5:
>Название этого московского магазина можно истолковать
>как минимум тремя способами:
>    в нем представлен максимально широкий ассортимент
>товаров;
>    все товары в этом магазине используют один источник
>энергии;
>    магазин работает только благодаря некоторой женщине.
>Как же называется этот магазин?
>
>Ответ:
>ВСЕ НА СВЕТЕ
>
>Источник:
>Личное наблюдение автора

Очень симпатично. При этом совершенно не важно, знаешь ты этот
магазин или нет и живешь ли в Москве.
Я так живу в Москве уже сорок с лишним лет, и никогда такого магазина
не видал. И что? А ничего. Вполне вычислимо.
Si non e vero e ben trovato! ;-)))
В общем, несложно, но хорошо.
>
>Вопрос 6:
>В 70-х годах советский молодежный журнал опубликовал
>пособие по профориентации под названием "Как правильно
>определить свое призвание". Один из пунктов этого пособия
>гласил: "Вы - прирожденный агроном, если мечтаете скрестить
>виноград с пшеницей, чтобы сразу получать..." Что именно?
>
>Ответ:
>Булочки с изюмом
>
>Источник:
>Юность, первая половина 70-х годов (цитируется по памяти)

Тоже хорошо, хотя ответ лежит очень близко к поверхности.
Стиль "Юности" очень легко узнаваем, было приятно вспомнить.

>Вопрос 7:
>Эти три уже давно часто упоминаются вместе. А в последние
>годы практически все жители России регулярно видят нечто,
>напоминающее о них, хотя обеспечить должную регулярность
>пока не удалось. Самые удачливые могут любоваться центром
>территории, откуда уходят первые, очень многие видят то, что
>неразрывно связано с третьим, но чаще всего мы видим второе,
>которое и просим вас назвать.
>
>Ответ:
>Перекрытие Енисея
>
>Комментарий:
>    Всем известна песня Визбора [1]:
>       Зато мы делаем ракеты,
>       И перекрыли Енисей,
>       А также в области балета
>       Мы впереди планеты всей.
>    Изображения на новых российских деньгах (которые из-за
>задержек зарплаты многие видят не так регулярно, как
>полагалось бы) имеют отношение ко всем трем названным
>достижениям.
>    На самой крупной 500-рублевой купюре изображены виды
>Архангельска - центра Архангельской области, гле расположен
>космодром Плесецк, откуда уходят ракеты. На 100-рублевой
>купюре - Большой театр. На 10-рублевой - плотина на Енисее.

Хороший, даже очень хороший вопрос! И подан неплохо, и обыграно
хорошо.
Обиженные реплики по поводу незнания внешнего вида российских
денег можно подавать прямо O.J. Симпсону. В стакане апельсинового
сока. ;-))

Впрочем, мне (русопяту, антиамериканисту и германофобу)
представляется все же, что в игре, проходящей на русском языке,
знание и обыгрывание российских реалий не только более
естественно, но и более правильно, нежели реалий островов Тонга
 или Папуа-Новой Гвинеи.


>Вопрос 8:
>Как утверждает старинная легенда, табак впервые привёз в
>Японию служка при святом миссионере, враг некоего Эсу
>Курисуто и в дальнейшем, по-видимому, союзник Тоётоми
>Хидэёси. Незадолго до этого он принял участие в истории,
>ставшей широко известной в Европе уже в последнем
>десятилетии XVI века, истории, закончившейся смертью другого
>ее участника. А где произошел спор, давший начало этой
>истории, в соответствии с наиболее известным вариантом её
>изложения?
>
>Ответ:
>На небесах
>
>Комментарий:
>    У Акутагавы Рюноскэ [1] описана легенда, согласно
>которой табак в Японию привез дьявол приблизительно в 1550
>году.
>    Эсу Курисуто - японское имя Иисуса Христа (от
>португальского Jesu Cristo). Тоётоми Хидэёси в 1587 г.
>запретил христианство в Японии.
>    Рюноскэ отождествляет своего героя с Мефистофелем:
>    "...дьявол ... стал усердно прислуживать святому Франциску.
>Для маэстро, который являлся доктору Фаусту гусаром в
>багровом плаще, это был сущий пустяк..."
>    Реальный Фауст жил ~1480-1540. В 1587 во Франкфурте
>появилось первое издание легенды о Фаусте. В 1587 и 1588
>появились первые стихотворные версии соответственно на
>английском и немецком. В 1589 Кристофер Марло написал
>"Трагедию доктора Фауста". В 1592 появились английская и
>французская версии в прозе.
>    Самый известный вариант легенды - трагедия Гете. Там
>описана причина прихода Мефистофеля к Фаусту - спор
>Мефистофеля с богом, который происходит на небесах.
>
О, вот это я оценю по высшей мерке! Вот чего не хватало в этом
туре! Логики в нем было очень мало, сплошные угадайки и
инсайты. Оно, конечно, хорошо, но не в загадки же мы играем!

А вот этот вопрос поддается спокойному обдумыванию, он
решается, как силлогизм. И это хорошо.

>Вопрос 9:
>Там было несколько запоминающихся личностей, например,
>Спартак или Архимед, но самым известным, без сомнения, был
>ОН. Можно сказать, что ОН все же остался победителем, но
>тот, кто по некоторым данным издает необычные для людей
>звуки, точно проиграл. Назовите растение, которое можно
>получить, поставив рядом с НИМ его девушку.
>
>Ответ:
>Смородина.
>
>Комментарий:
>    Речь идет о фильме "Игла". Спартак - имя одного из
>героев, Архимед - кличка другого. Главную роль в фильме
>сыграл Виктор Цой, с латыни Виктор - победитель. Тот, кто по
>некоторым данным издает необычные звуки, - Петр Мамонов,
>лидер группы "Звуки МУ", который тоже сыграл в этом фильме
>одну из главных ролей. Героя Цоя по фильму зовут Моро, а его
>девушку, которую он пытается спасти от наркотиков - Дина.

Со звуками, издаваемыми Петром Мамоновым, как уже отмечалось,
далеко не все ясно. Но и без того вопрос довольно коряв.

>С Моро Дина - смородина.

А финальный ребус просто ужасен. Старик Синицкий бы таким
побрезговал. ;-))

>Вопрос 10:
>10. В XX веке (хотя по некоторым сведениям - в XVII) ИМ
>было посвящено то, что в XIX веке однофамилец (а может быть,
>дальний родственник) довольно известного тёзки ИХ врага
>посвятил тому, предком которого владел упомянутый враг. Кто
>ОНИ?
>
>Ответ:
>Хазары

>Комментарий:
>    В 1989 году Милорад Павич посвятил Хазарам роман
>"Хазарский словарь" [1]. В тексте романа говорится, что это
>реконструкция издания 1691-го года. В XIX веке Владимир Даль
>посвятил русскому языку "Словарь живого великорусского
>языка" [2]. Его однофамилец (а может быть, ДАЛЬний
>родственник) - Олег Даль. Тёзка Олега Даля - Вещий Олег -
>был врагом Хазаров ("Я враг Хазарам, а не вам", (c) О.Вещий)
>[3], он владел предком русского языка.

Кое-кто успел уже оценить этот вопрос очень высоко, я же, пожалуй,
займу противоположную позицию.
Мне кажется, это плохо, когда в вопросе столько неизвестных, связи
между которыми столь призрачны. Однофамилец тезки врага -
это все-таки перебор. А ведь им вопрос далеко не исчерпывался.


>Вопрос 11:
>Точно неизвестно, почему он стал знаменит. По одной
>версии он сумел потушить огонь, по другой - просто потерялся
>и нашелся. Многие дарят ему одежду, и сейчас в его гардеробе
>не меньше 1300 костюмов, многие из которых он надевал только
>один раз. Назовите его.
>
>Ответ:
>Маннекен-Пис

>Комментарий:
>Маннекен-Пис - писающий мальчик - знаменитый фонтан в
>Брюсселе. По одной из версий он был поставлен богатым
>горожанином, который потерял своего сына и нашел его на
>улице, когда тот делал сами понимаете что. По другой версии
>мальчик сами понимаете каким способом погасил фитиль готовой
>взорваться бомбы. По давней традиции почетные гости Брюсселя
>дарят этому мальчику одежду.
>
Занятно, несложно, хорошо известно.

>Вопрос 12:
>Первый список все мы знаем еще со школы. Второй знаком
>многим еще с дошкольного возраста, хотя его изучение в
>советское время не поощрялось. В первый входят струна,
>сосновая шишка, мяч, обеденный столик и многие другие. Во
>втором списке элементов намного меньше, для их перечисления
>хватит пальцев одной руки. Назовите музыкальный инструмент,
>который входит в оба списка.
>
>Ответ:
>Бубен.

>Комментарий:
>    Первый список - буквальный перевод названий
>геометрических объектов с греческого языка на русский. Хорда
>- струна, конус (конос) - сосновая шишка, сфера (сфайра) -
>мяч, трапеция (трапезиум) - обеденный столик, ромб (ромбос)
>- бубен. [1]
>    Второй список - карточные масти. Название "бубны" пришло
>в русский язык из немецкого Schellen (бубенчики) [2].
>
Это хорошо. Список сразу наводит на разные мысли, но не сразу
приходит в голову попробовать покопаться в этимологии и переводах.
Греческий - не самый известный язык, но все же термины узнаваемы.
Получился красивый синтез.
- ------------------------------------------------------------

Итак, все же угадаек было много больше, чем логики. Впрочем, это
стало, увы, общим бедствием. Джинн литературы, выпущенный
из своей тюрьмы-библиотеки, сделал свое черное дело:
практически из вопросов исчезли привязки, факты, даты - остались
только неизвестные, описываемые нарочито туманно и связанные
громоздкими, корявыми, неудобоваримыми соотношениями.

Хороший пакет (а зачастую и отдельный хороший вопрос) должен
предусматривать задействование в правильной пропорции и логики,
и интуиции, и сознательной и подсознательной работы. Ныне, увы,
логики в вопросах все меньше и меньше, а расчета на интуитивное
озарение - все больше и больше.

Возможно, кто-то и сочтет, что это хорошо и нормально; но ЧГК - это
все же не загадки загадывать! Видимо, пора наконец открыто
высказаться и тем, кто считает, что это, скорее, плохо, ненормально
и печально.

Ну, а коли так, прошу считать, что я это уже сказал.

- --
Anatoly Belkin (aka Anatbel)
anatbel@iname.com
http://welcome.to/anatbel
- ----------------------
Vanitas quotidiana aeternitatem gignit!